Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
 

ГБОУ СОШ № 481

с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Типология средств обучения:

1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари).

2. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.).

3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).

6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.).

7. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

В школе имеются следующие технические средства обучения, достаточные для организации образовательного процесса в соответствии с обязательными требованиями:

• интерактивные доски;

• телевизоры;

• компьютеры;

• ноутбуки;

• мультимедийные проекторы;

• принтеры;

• многофункциональные устройства;

• магнитофоны;

• факсы.

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

• с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

• информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

• объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

Общение как средство воспитания:

• непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;

• опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

• классные часы, школьные праздники и мероприятия.

Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:

• выясняют условия совместного выполнения задания;

• организуют его взаимное обсуждение;

• фиксируют ход совместной работы;

• обсуждают полученные результаты;

• оценивают успехи каждого;

• утверждают самооценки членов группы;

• совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;

• проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:

• в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;

• она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;

• социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

• совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через:

• дежурство по классу, школе;

• работа на пришкольном участке.

Игра как средство воспитания

Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

• организационно-деятельностные;

• соревновательные;

• сюжетно-ролевые.

 

Полезные ссылки