Рекомендации психолога для выпускников и их родителей по подготовке к экзаменам

Все, кто когда-либо сдавал экзамены помнят, что этот период сопровождается психологическим напряжением. На фоне такого напряжения могут снижаться качество запоминания, концентрация внимания, чёткость мышления.

Для того, чтобы немного снять чувство тревоги и напряжения необходимо помнить, что экзаменационные вопросы и задания сформированы на основе уже известного Вам учебного материала. Все это Вы проходили в школе и разбирали на уроках. Если Вы подготовитесь должным образом, то нет никах сомнений, Вы точно успешно сдадите экзамен.

Рекомендации выпускникам

Как эффективно подготовиться к экзамену и запомнить пройденный материал:

  • Необходимо расслабиться, сосредоточиться и настроиться на работу, так как напряжение может негативно повлиять на успешность подготовки;
  • Важно, чтобы пространство для изучения и повторения материала было комфортным и удобным. Вам не должно ничего мешать и отвлекать;
  • Во время занятий делайте 10-15 минутные перерывы на то, чтобы размяться и сделать легкую зарядку;
  • Следите за питанием. Употребляйте в пищу больше витаминов, ешьте фрукты, овощи, зелень, орехи, рыбу. Эти продукты благоприятно влияют на познавательные процессы (память, мышление, внимание, восприятие и т.д.);
  • Обязательно повторяйте пройденный материал. Это поможет отложить его в долговременную память;
  • Выученное повторите своими словами, как Вы понимаете. Перечитайте еще раз и повторите то же самое. Так Вам будет легче запомнить материал;
  • Делайте конспект. Записывайте основные понятия, ставьте пометки на полях, выделяйте главное цветными маркерами, ручками. Это поможет лучше запомнить материал и быстро ориентироваться по нему при повторении;
  • Высокие умственные нагрузки требуют качественного отдыха, поэтому старайтесь спать не менее 8-ми часов;
  • Заранее ознакомьтесь с правилами и процедурой проведения экзамена, типом заданий, временем, отведенным на их выполнение, чтобы ничего для Вас не стало неожиданностью;
  • Тренируйтесь выполнять задания на время;
  • Составьте план подготовки. Распределите время так, чтобы у Вас была возможность успеть до экзамена повторить весь необходимый материал и немного задержаться на том, который дается Вам не просто;
  • Подготовку можно начать с самого сложного материала. Если Вам тяжело настроиться на подготовку, то можно начать с того материала, который является для Вас более легким, понятным и интересным;
  • Готовясь к экзамену старайтесь не думать о том, что Вы не сдадите его. Настройтесь на то, что Вы уже готовитесь и способны справиться с этими заданиями;
  • Оставьте один день перед экзаменом, чтобы повторить материал еще раз, особенно те вопросы, которые вызывают у Вас трудности.

Во время экзамена важно:

  • Просмотреть все задания, которые предстоит выполнить. Это поможет распределить время и настроиться на работу;
  • Если Вам сложно сконцентрироваться на работе из-за тревоги, выполните небольшую дыхательную практику: сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, затем приступайте к выполнению заданий;
  • Внимательно читать вопросы, чтобы понять их смысл;
  • Выполнять сначала те задания, которые не вызывают у Вас каких-либо трудностей, в ответах которых Вы уверенны;
  • Не останавливаться долго на тех заданиях, которые могут вызвать затруднения, оставьте их напоследок;
  • Если Вы понимаете, что не уверенны в каком-либо ответе и нет времени, чтобы останавливаться на этом задании, то поставьте наиболее вероятный ответ;
  • Использовать все время, отведенное на экзамен по максимуму. Не ориентируйтесь на минимальный результат, старайтесь ответить на как можно большее количество вопросов и заданий;
  • После выполнения всех заданий просмотреть работу и ответы на вопросы, возможно Вы увидите ошибку и сможете исправить ее.

Рекомендации для родителей

  • Поддерживайте своего ребенка во времена неудач, сложностей с усвоением материала;
  • Поощряйте его за успехи и старания в подготовке к экзаменам;
  • Старайтесь не повышать тревожность ребенка во время подготовки и сдачи государственных экзаменов. Не употребляйте таких фраз, как «Я переживаю/беспокоюсь…», «А вдруг у тебя не получиться…», «А что если ты не сдашь…» и т.д.;
  • Подбадривайте ребенка, говорите: «У тебя все получиться», «Мы в тебя верим», «Ты справишься» и т.д.;
  • Следите за физическим и психологическим состоянием ребенка. Важно, чтобы ребенок не испытывал переутомления и ухудшения самочувствия;
  • Дайте ребенку на время экзамена часы, чтобы он мог следить за ходом времени (часы не должны быть электронными).

Педагог-психолог ГБОУ СОШ 481 Бриллиант В.И.